Записаться на курс
Регистрируясь и нажимая кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с условиями политикой конфиденциальности и пользовательского соглашения

Полина Поликарпова.
Как сохранить в себе
арт-фотографа

Sochnik interview

Полина Поликарпова — яркий пример индивидуальной фотографии: личности, стоящей за кадром объектива. Сама Полина скромно называет себя "фотографом, склонной к мультизадачности". В ее проектах реализуются три роли: художник, концептуальный фотограф и дизайнер по костюмам в театре "Нефть".

Мы поговорили о фотографии, поездках в резиденции, работе с крупными фешн-брендами и сохранении себя в реалиях коммерческих проектов.



Sochnik School (Интервьюер - Саша Пушкарева): Твои работы действительно вдохновляют: хорошая цветокоррекция, продуманные сюжеты, костюмы. И у тебя отчетливо прослеживается концептуальный характер фотографии. Почему именно арт?

Полина: Я выросла в семье коммерческого фотографа и портной, использую их ремесла в своей фотографической практике. С детства меня отдавали в школы, специализирующиеся на изобразительном искусстве, но со взрослением рисование не принесло мне радость. С фотографией все изменилось. Как медиум искусства, фотография начала раскрывать во мне потенциал в компоновке "живых" мест: будь то городской ландшафт или комната с цветными стенами или людей, и то, во что они одеты.

Мои родители прежде всего хотели мне дать художественное, эстетичное воспитание, хороший вкус и умение иронизировать над поп-культурой: над тем, что люди массово считают "красивым". Повзрослев я посчитала важным создавать фотографии, используя эстетику пост-совка и различные клише модной фотографии, которой насмотрелась в детстве в разных журналах.


S: По поводу твоих поездок в резиденции: расскажи, как ты туда попала, в чем заключался формат работы?

Полина: Резиденции — это необходимый опыт для независимых фотографов и художников, поскольку он преследует за собой главную цель — переосмысление локального контекста. Приглашая фотографа в новую местность, можно открыть новый ландшафтный или городской подтекст.

Попасть туда можно чаще всего на основе открытого конкурса либо по личному приглашению от принимающей институции. Скажем так, в пост-резиденционных проектах есть две стороны: одна заключается в том, что ты постоянно находишься в тонусе и имеешь четкую мотивацию, у тебя есть определенное количество дней пребывания в том месте, где ты должен сделать какой-то проект на выбранную тобой тему. Во время моего участия в резиденции SWAP:UK/Ukraine от Британского совета в Украине, которая проходила в Ливерпуле, мне предоставился невероятный шанс за 45 дней исследовать не только сам Ливерпуль, но и всю Великобританию, настолько насколько мне позволял выделенный тревел-бюджет. Увиденные мной юг и север острова, их локальные особенности и культура сохранения индустриального наследия очень впечатлили меня. И спустя какое-то время после поездки, я стала замечать в себе способность к исследованию новых малоизвестных мест. Самое бесценное что можно взять из резиденций — сравнительный опыт, который я смогла применить на своей фотографической практике.


S: Как понять, что у фотографа сформировался стиль?

Полина: Наличие стиля у фотографа я могу понять одним простым способом: снимая с определенной частотой один и тот же сюжет, ты можешь описать его простыми словами. Например, Терри Ричардсон и его фотографии знаменитостей. Белая стена, вспышка в лоб. Совместные фото, кривляние, эротика на фото. Это его сформированный стиль.


S: Соприкасается ли дизайн с концептуальной фотографией? Если да, то как они друг на друга влияют?

Полина: Мне безумно интересно общаться с дизайнерами! Особенно со шрифтовиками. К слову, я вскоре представлю одну интересную коллаборацию с киевским шрифтовиком Иваном Цанько, предложив ему создать для меня логотип с моим именем. Чаще всего дизайн соприкасается с концептуальной фотографией при создании фотокниг, что стало особенно актуальным в период пандемии когда выставки стали редким явлением. Или эти выставки стали переходить в онлайн формат.
На мой взгляд, при создании фотокниги союз дизайнера и фотографа может стать отдельным видом искусства — один выбор бумаги и переплета может стать большим экспериментом, ведь не обязательно издавать просто красивый и дорогой каталог с качественной бумагой, можно издать и авторский артбук, фантазия ограничивается лишь в финансовой стороне и выборе типографии.


S: Есть такое убеждение, что на искусстве много не заработаешь. Но, тем не менее, в последнее время все чаще бренды обращаются к художникам, арт-фотографам с коммерческим предложением. Как думаешь, с чем это связано?

Полина: Впечатлить и вызвать эмоции в потребителе становится все сложнее и сложнее: так крупные компании обращаются к креаторам, чье восприятие мира отличается своей непосредственностью и честностью. Новая искренность, ностальгия по детству, по тем временам где ты был когда-то счастлив и беззаботен — на мой взгляд часто используются теми или иными успешными брендами.


S: Я видела твои работы для дорогих украинских фешн-брендов. И у тебя также есть арт-сьемки, где модели одеты в одежду из секонда. Скажи, с чем сложнее/легче/интереснее работать ? И почему?

Полина: Интересно работать и с тем и с другим, разница лишь в том, что съемки для брендов направлены на непосредственное желание приобрести ту или иную вещь. Снимать людей в найденных мной вещах из секондов по-своему интересно: я использую в создании образов странные аксессуары, которые редко оденешь на себя в повседневной жизни. Это и предметы китча, массового пошива что можно найти на рынках (речь идет об эстетизации китча, народной любви ко всему "блестящему, яркому", гипертрофированному чувству прекрасного, так сказать). Но как и в съемках для брендов, так и для своих проектах есть одна цель — вызвать эмоции зрителя, прежде всего позитивные.


S:
Это интересно. Но мне кажется, что при работе с брендами фотограф часто "теряется" в пучине брифов и не всегда обоснованных правок заказчика. Как сохранить своего внутреннего арт-фотографа в коммерческих проектах? И как стоит улучшить процесс съемок, чтобы и фотограф и клиент чувствовал себя комфортно?

Полина: Я думаю секрет таится в наличии хорошего и чуткого продюсера/координатора, который знает с кем работает и внимательно ведет весь проект с начальных референсов до момента пост-продакшена. Ведь часто бывает так, что бренд нанимает фотографа, не зная достаточно хорошо его портфолио. Обычно фотографу не хватает нужного количества ассистентов, следящих за деталями фотосессии и приходится лично распылять внимание на другие аспекты.
При хорошей и сложенной работе команды можно создать очень крутую концептуальную фотосессию. А еще важно никогда не теряться от "официоза" и иметь внутреннюю уверенность в себе, будто ты снимаешь близких друзей для своих арт-проектов.

А еще важно никогда не теряться от "официоза" и иметь внутреннюю уверенность в себе, будто ты снимаешь близких друзей для своих арт-проектов.
Посмотреть бесплатную запись лекции Полины можно по этой ссылке.